Каждому дизанеру и художнику нужно обязательно знать законы композиции. Одно из самых важных правил - золотое сечение. В интернете можно найти много статей на эту тему, поэтому я просто возьму, как я думаю, наиболее удачные статьи и соединю их в одно целое. И так, приступим.

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "Золотого сечения".

"Золотое сечение" - деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т.е. АВ:ВС=АС:АВ). Это отношение равно примерно 5:8.

На основе данного правила существуют различные способы построения гармоничных композиций.

Рассмотрим пример:

Построим сначала квадрат (выделен розовым цветом).Затем разобьем основание квадрата пополам ( точка X). Будем считать точку Х центром окружности, одной из точек которой является вершина квадрата Y. Затем построим окружность до пересечения с продолжением нижней стороны квадрата (точка Z), и построим через точку Z прямоугольник. В результате мы получим прямоугольник с соотношением сторон 5:8. Отношение величин отрезка А к отрезку С, такое же как отрезка В к отрезку А. Отношение 5:8 очень близко к отношению сторон стандартного кадра (24:36 мм = 5:7,5=2:3).

Построив такой прямоугольник, проведем линию из верхнего левого угла в правый нижний, а затем линию по направлению к точке Y (из предыдущего рисунка) до пересечения с делящей на две части прямоугольник линией.

Теперь Вам только остается запомнить вид прямоугольника состоящего из трех секторов. Этот прямоугольник можно поворачивать как угодно, но если вы скомпонуете свой кадр так, чтобы три разных объекта примерно располагались в этих секторах, то композиция будет выглядеть гармоничной.

Другим примером использования правила "Золотого сечения" - расположение основных компонентов кадра в особых точках - зрительных центрах, Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

Статья с сайта http://www.photoline.ru/

Примером использования правила "Золотого сечения" - расположение основных компонентов кадра в особых точках - зрительных центрах, Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.

На примере видно, как можно построить кадр в соответствии с правилом золотого сечения. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

 

 

А также, посмотрите, к чему приводит нарушение этого правила. Последний кадр из каждой серии получен кадрированием.

   

   

Статья с сайта: http://phg.h1.ru/

Обсудить в форуме>>


Ссылки на хорошие статьи о золотом сечении. Считаю, что каждый должен их прочитать и изучить, а особенно это касается художников.

Золотое сечение в архитектуре: http://pages.marsu.ru/iac/resurs/gorelysheva/8.html

Пропорция - принцип золотого сечения: http://www.flowers.ru/misc/book/article_1_4_30.shtml

Золотое сечение, Золотое сечение – гармоническая пропорция, Второе золотое сечение, Золотой треугольник, История золотого сечения, Золотые пропорции в частях тела и фигуре человека, Ряд Фибоначчи, Обобщенное золотое сечение, Принципы формообразования в природе, Золотое сечение и симметрия: http://www.n-t.ru/tp/iz/zs.htm

Очень подробно про золотое сечение: http://www.goldenmuseum.com/02Culture_rus.html


Желаю удачи!
Рузин Василий