Глава из книги "Архитектурная композиция", Москва, "Высшая школа", 1982, c.45-50
В предыдущих главах мы изучили основы концепции композиции, роль чертежа и макета, а также говорили о процессах абстрагирования и творчества. Теперь перейдем к изучению метода анализа, с тем, чтобы понять, что такое архитектурная композиция.
Общее описание имеет своей целью определить метод работы, выясняя ее средства и объем.
Таким образом, нам придется обратиться к первому уровню анализа (см. приложение), а также к той части 3-й главы, в которой говорилось об основных характеристиках архитектурной композиции.
Попытаемся установить систему отправных критериев для описания и сравнения формальных структур. Это поможет нам проникнуть в суть формы. С этой целью наметим следующий план.
1. Определить "феномен", который мы изучаем: восприятие - законы (гештальтовы элементы); "объективные" уровни (основные характеристики объекта).
2. Обозначить зависимость этого "феномена" от нашего к нему отношения, чтобы иметь возможность высказывать серьезные и объективные суждения.
3. Проанализировать второстепенные характеристики объекта (характеристики, которые являются нюансами основных).
4. Оценить его социальную функцию.
5. Систематизировать все это для того, чтобы можно было описывать произведение архитектуры; иметь руководство, которое поможет понять основной "ключ" формы (замысла).
Данный план позволяет обнаружить, что "отправные критерии" являются правилами, которым должен отвечать объект в соответствии со своей внутренней определенностью, а именно в соответствии со своими единством, целостностью, полнотой, совершенством.
Нижеследующие схемы призваны проанализировать:
критерии, относящиеся к форме в целом: элементы - массы, пространства, поверхности; отношения - геометрические (распределение), "жизненные" (напряжение);
критерии, относящиеся "значению" формы: подражательные, экспрессивные, внушенные.
Восприятие (видение как "активное исследование")
Путем восприятия мы получаем непосредственное знание о феномене, который, для того чтобы он был нам полезен, необходимо понять. Поэтому первым шагом будет анализ и классификация наших впечатлений.
По опыту мы вправе заключить, что знания, основанные на ежедневных впечатлениях, могут быть ошибочными. Следовательно, то же самое произойдет с вещами не столь обыденными.
Путем восприятия мы не в состоянии проникнуть непосредственно в суть вещей. В зависимости от различных субъективных причин каждый из нас воспринимает один и тот же объект по-разному, хотя существуют и общие законы. Поэтому нам следует "научиться" видеть.
Первым этапом должно стать определение феномена: красивая девушка, скажем, может быть помимо этого богатой или бедной, умной или глупой, воспитанной или невоспитанной.
Этот первый уровень восприятия показывает, что объект мы познаем по его "проявлениям", по его свойствам. Это, конечно, не означает, что нельзя составить себе представление о данном объекте другим способом; существует возможность познать его таким, как он есть, согласно упомянутой ранее теории познания: различные явления и их видимость основываются на природе предмета.
В связи с этим будет уместным привести законы восприятия в трактовке гештальтпсихологии.
1. Простота - более простые формы воспринимаются легче.
2. Близость - близко расположенные друг к другу элементы воспринимаются как единое целое (группа деревьев).
3. Сходство - сходные элементы воспринимаются как единое целое.
4. Назначение - элементы, имеющие одинаковое назначение, воспринимаются как единое целое (кварталы жилых зданий).
5. Замкнутость - геометрически незавершенные фигуры могут восприниматься как завершенные.
6. Симметрия - симметричные элементы воспринимаются как целое.
7. Зависимость от осей - восприятие упрощается, если наблюдатель находится на оси симметрии обозреваемого объекта.
8. Фигура - фон - элементы наиболее простой формы воспринимаются как фигуры, отчетливо отделяющиеся от фона.
9. Назначение - легче воспринимаются элементы, формы которых более знакомы.
10. Контраст - контрастные линии способствуют лучшему восприятию элементов.
11. Инерция - если на замкнутом пространстве встречаются повторяющиеся изображения, то другие элементы не воспринимаются.
12. Противоборство - элементы различной формы лучше воспринимаются отдельно, чем вместе.
13. Польза - лучше воспринимаются элементы, функция которых более понятна.
Объективные уровни
Но мы не можем удовлетвориться результатами первоначального восприятия. Следует искать основные характеристики формы, подчиняя им все побочные.
Произведение искусства невозможно постичь с наскока, оно требует глубокого анализа, который не может ограничиваться лишь отдельными аспектами. Только такой анализ имеет подлинную созидательную ценность.
Поэтому следует подразделять анализируемые нами аспекты в соответствии с их важностью: прежде всего надо обращать внимание на наиболее постоянные, общие и простые связи и черты. Таким образом, по мере углубления анализа мы доберемся до сути формы, не теряя из виду при этом связи внутреннего содержания композиции с ее внешними проявлениями.
Характер восприятия
Известно, что различные люди по-разному воспринимают одни и те же вещи. Один и тот же предмет по-разному воздействует на субъект в зависимости от точки зрения последнего, его культуры и т. д. Одним словом, характер восприятия играет важную роль в процессе познания.
Здесь можно привести различные типы восприятия (поведения) человека по Гессельгриму: активное, пассивное, нейтральное, духовно активное, физически активное.
Отсюда очевидно, что восприятие не есть нечто пассивное. Наши намерения (которые зависят от нашего состояния и соответствующей ситуации) влияют на то, что мы воспринимаем. На восприятие влияют ранее накопленные знания, оно неотделимо от них. Восприятие распространяется на область прошедшего, настоящего и будущего... (вспомним Зубири и его концепцию времени). Чем более необычно то, что мы видим, тем больших усилий требует восприятие; в противном случае объект ускользает от нашего внимания.
Состояние и поведение человека в пространстве
Поведение человека в пространстве можно описать с помощью вышеприведенной таблицы. Но надо учитывать, что в человеке все едино, человек - не простая сумма физических и духовных компонентов. В связи с этим можно было бы предложить такую схему, которая бы обусловливала различные взаимоотношения физической и духовной деятельности человека:
1. Физически пассивная: духовная - созерцательная (учебная аудитория).
2. Физически пассивная: духовная - активно-агрессивная (исследовательская лаборатория).
3. Физически активная: духовная - созерцательная (изучение скульптуры).
4. Физически активная: духовная - активно-агрессивная (мастерская ремесленника).
В каждом случае, который мы подвергаем анализу, следует изучить различные оттенки нашего состояния и поведения: движение и отдых, возбуждение и спокойствие и т. д.
Второстепенные характеристики
Важно также постоянно иметь в виду второстепенные характеристики, а также побочные или случайные черты, которые дополняют оттенками основные характеристики предмета. Вспомним пример Н. Шульца - красивая девушка может быть богатой или бедной, симпатичной или нет. Другой пример из области живописи: прекрасная линия может быть ужасного цвета. Эти примеры поясняют нашу мысль.
Пространственные отношения могут влиять на наше состояние. Возможны случаи, когда внимание наблюдателя раздваивается. В связи с этим следует изучить такие случаи, при которых интерпретация зависит от выбора одного из возможных вариантов. Части подчинены целому, но внутри целого возможны различные комбинации, объединения, о которых речь шла выше. Вообще же структуру следует рассматривать как систему связей составляющих ее элементов.
Следовательно, создавая макет, необходимо рассматривать элементы формы как понятия в идеальных условиях.
Именно "формообразующая идея" и "значение" законченной формы будут характеризовать произведение архитектуры. Отсюда видно, что изучение формы имеет множество аспектов.
Более того, мы не можем удовлетвориться только тем, как предстает перед нами данный объект. Следует рассматривать его в конкретном физическом и социальном контексте. Итак, программа ясна, необходимо изучить три аспекта: структура и значение формы; форма как элемент архитектурного пространства; архитектура и общество.
Социальный контекст
А теперь займемся связью архитектурной формы с социальным контекстом, памятуя о том, что говорилось в главе 1 о схеме идея - форма - функция - значение - символ.
Для этого ответим на вопрос: что ожидает "общество" от архитектурной формы, которую мы создали?
Формы не изолированы друг от друга, они находятся в постоянном взаимодействии. Между ними происходит процесс взаимовлияния, поэтому путь познания не может ограничиваться лишь копированием тех или иных форм; необходимо научиться выражать присущие им внутренние свойства, понимаемые, разумеется, с позиций культуры сегодняшнего дня. Это открывает новое поле деятельности.
В данной области особое значение приобретают символические категории. Так, для О. Шпенглера архитектурная форма имеет решаю-щее значение в качестве "изначального символа" философской концепции жизни каждой культуры и каждой эпохи. Это означает, что та или иная культура выражает свои идеалы в определенных архитектурных формах. Различным культурам присущи различные символы.
Схема анализа
Все, о чем шла речь выше, должно быть графически отражено в схеме, которая бы вобрала в себя характеристики состояния индивидуума и общества и выражала наши намерения. Речь идет о модели в самом широком понимании этого слова.
Таким образом, схема отразит структуру произведения, показывая его основные элементы и их связи. При этом схема должна быть максимально ясной. Вместе с тем она должна быть гибкой, чтобы можно было применять ее в новых ситуациях, поскольку невозможно заранее планировать результат анализа.
Научиться видеть - это уметь подбирать такие характеристики, такие схемы, которые бы выражали свойства объекта наиболее полно. Схема будет тем полнее и глубже, чем в большей мере она отражает культурные традиции данной эпохи; культуру каждого периода можно представить в виде схемы.
Следовательно, мы рассматриваем архитектуру как выражение конкретных запросов данной культуры в данной стране.
Существует ряд общих критериев, которые следует иметь в виду:
это понятия удаленности и закрытости, постоянства размера и непрерывности. Но для того чтобы оперировать категориями, присущими искусству, надо иметь определенные навыки. Так, требуется "ключ", чтобы распознать музыкальные элементы, составляющие симфонию.
В этой связи искомые схемы должны показывать феномены как выражение их скрытой гармонии и их внутренних свойств. Они должны, таким образом, с одной стороны, подчиняться законам формального восприятия, а с другой - отражать существенные аспекты явления. Первое - потому что восприятие предполагает определенную систематизацию; второе - потому что в противном случае наши схемы были бы "невыразительными". Мы рассматриваем законы восприятия как своего рода руководство в нашем анализе, ищем внутреннюю гармонию как основу формообразования, стараемся определить "структурный скелет" каждой формы.
Таким же образом, так же как мы оперируем предметами, можно оперировать и пространствами.
Пространство можно схематизировать по Бэкону, отдавая предпочтение гештальтпсихологии. Тогда возможными выражениями пространственных элементов станут идеи о "наступлениях и отступлениях", "точках в пространстве", ... "направлениях", "напряжениях" и т. д.
Выясним в этой связи другой тип отношений: управление - напряжение - размер - расстояние, глубина - время.
Рассмотрим пространство как связь между предметами, связь намерений и ценностей. И мы увидим, что пространство есть нечто живое, оно предстанет перед нами "соучастником", а не просто объектом наблюдения. Свяжем пространство с позицией индивидуума или общества. И если в добавление к этому наша схема покажет отношения между формой и содержанием, между результатом и целью, то это значит, что мы провели настоящий структурный анализ, поэтому необходимо менять схемы исследования в зависимости от изучаемой культуры. Речь идет о том, чтобы показать связь между "схемой" и "чувством", т. е. выразить дух отношений массы с пространством, выразить жизнь в схеме.